Историко-археологический музей "Рантава"

ОСНОВАН В 1993 ГОДУ.

Главная » Статьи » История Нойкурена

Аэродром Нойкурен

Аэродром Люфтваффе на побережье Балтийского моря в северной части Земландского полуострова. Строительство аэродрома началось в 1935 году после официального заявления Гитлера о создании Люфтваффе. Аэродром имел большое грунтовое летное поле, многочисленные ангары для самолетов, бетонные предангарные площадки и рулежные дорожки.

В соответствии со стандартами того времени хорошо дренажированное грунтовое поле являлось предпочтительным при постройке аэродромов, которое  лучше обеспечивало безопасность полетов для самолетов того периода. Основная инфраструктура авиабазы (ангары, казармы, аэродромные сооружения) располагались в южной части летного поля.  

В процессе своей деятельности статус аэродрома претерпевал изменения от авиабазы класса «А» (данный класс авиабазы присваивался аэродромам, на которых базировались летные школы и авиационные части) до оперативного аэродрома класса «Е» (E-Hafen) после эвакуации летной школы из Нойкурена. С сентября 1944 года здесь размещалась так называемая комендатура E(v)216/I (Fliegerhorst-Kommandantur E(v)216/I). Постоянную дислокацию на авиабазе имели летная школа и авиационный полевой полк «Нойкурен». Боевые летные части использовали аэродром в зависимости от оперативной обстановки и долго на одном месте не задерживались.

С июля 1940 года ужесточились требования к нахождению посторонних лиц в Нойкурене. Отныне здесь могли проживать только члены семей из персонала авиабазы с разрешения ее коменданта. Об этом свидетельствует документ, который находится в музее города Пионерского «Рантава».

Известны некоторые коменданты аэродрома:

– Полковник Франц Бивер (Biwer) (1.4.1939-1940), он же командир 10-го авиационного учебного полка (старшее должностное лицо на аэродроме);

– Майор Вальтер Брунс (Bruhns) (09.1944-26.11.1944);

– Майор Ганс Гшвендер (Gschwender) (26.11.1944-01.1945). С понижением статуса аэродрома с класса «А» до класса «Е», должность коменданта понизилась с полковника до майора.

Аэродром активно использовался в Польской компании, в сентябре 1939 года, здесь размещалась части бомбардировочной эскадры № 27 «Бёльке, имевшей на вооружение в качестве основного бомбардировщика Не111. 

По некоторым сведениям СССР оказывал прямую помощь Германии во время Польской компании, так, сигналы Минской радиостанции использовались немцами для наведения бомбардировщиков при бомбардировке польских городов. Хорошей иллюстрацией дружеских отношений двух стран служит следующий эпизод с одним из экипажей бомбардировщика Не111Р с бортовым номером 1G+HL из 3-й эскадрильи KG27 (пилот обер-фельдфебель Кайзер). Вылетев 15 сентября 1939 года с аэродрома Нойкурен на боевое задание, самолет над польской территорией был обстрелян зенитчиками и получил повреждения от разорвавшегося рядом зенитного снаряда. Экипаж вынужден был совершить аварийную посадку, дотянув до территории приграничной Украины. На территории СССР экипажу была оказана всесторонняя помощь, и к большому изумлению немцев они были приглашены в Москву в качестве гостей советского правительства, а на обратном пути посетили Киев, где с почестями провели несколько дней, проживая в дорогих гостиницах. После незапланированного отпускаони были приглашены в Москву в качестве гостей советского правительства экипаж на своем самолете вернулся в Нойкурен.

В Нойкурене 1.1.1936 была образована летная школа как учебный центр подготовки летчиков «Нойкурен», с 1.8.1937 получила обозначение как школа летчиков категории «А» «Нойкурен» (Flugzeugführerschule А, сокращенно – FFS A), с 1.11.1938 – как школа летчиков категории «А/В» «Нойкурен» (FFS A/B).

Примечание: категория в названии школы «А», «В» или «А/В» – обозначала класс самолетов, на которых происходило обучение, например: класс А1 (Klemm L20), класс А2 (Bücker 131, 133, 181, Fw 44, He 72, Klemm L25, L26, 32, 35),  класс B1 (Fw 58, He 70, Ju  F13, Ju W33, 34, Si 204).

Из всех летных школ, которых было большое количество, эта выделялась тем, что для нее был построен отдельный авиационный городок с учебными корпусами, казармами, столовой, котельной, строевым плацем. Интересно, что при строительстве зданий была использованаспециальная черепица темного цвета, которая не была характерна для обычных зданий Восточной Пруссии и завозилась сюда издалека, с завода, расположенного в городе Брюген на Рейне. Такая расточительность стала понятна после просмотра рекламного проспекта этого завода за 1936 год. Характерная особенность этой модели – лучшая защита от воздушного обзора. Ее серый неприметный цвет хорошо использовался в целях маскировки зданий. В некоторых сведениях указывается, что эти сооружения имели отношение к даче Бисмарка, что не соответствует действительности. На карте 1922 года на этом месте никаких строений еще не было.

1.4.1939 в Нойкурене был сформирован 10-й авиационный учебный полк (Flieger-Ausbildungs-Regiment 10), командиром которого был назначен полковник Франц Бивер. В состав полка, кроме штаба и 1-го учебного батальона, вошла также и летная школа «Нойкурен», которая теперь стала называться школой 10-го авиационного учебного полка (Schule/Flieger-Ausbildungs-Regiment 10, сокращенно – Schule/FAR.10). Одним из инструкторов по летной подготовке был лейтенант граф фон Платен.

Это была школа начальной летной подготовки, в составе которой находилось до 500 человек постоянного состава и до 100 учебных самолетов. Каждый месяц выпускалось до 30 пилотов. Самым известным учеником этой школы был лучший ас Второй мировой войны Эрих Хартман, который с 15.10.1940 (по другой информации с 1.10.1940) проходил здесь начальную летную подготовку.

В качестве дополнительного аэродрома школа использовала летное поле в Росситтене для учебных полетов на планерах типа: «Grunau Baby», «SG 38».

1.1.1941 в Нойкурене на базе школы Schule/FAR.10 была сформирована 125-я школа летчиков категории «А/В» (FFS A/B 125), а старое название переходит к переформированной в Варнемюнде 1-й школе морских летчиков, которая с этого времени получила обозначение FFS A/B 10. Начальником вновь сформированной школы в Нойкурене остался по-прежнему К. Райх, повышенный в звании до подполковника.

В связи с операцией «Барбаросса» учебные полеты с 11.6.1941 по 29.7.1941 в школе не производились. В августе 1943 в состав школы была включена 11-я школа летчиков категории «А/В» (из Шёнвальде) в качестве II-й группы, после чего она получила обозначение: 125-я двойная школа летчиков категории «А/В» (FFDS A/B 125).

Начальники школы 10-го авиационного учебного полка

(Schule/FAR.10):

1937–31.03.1939

подполковник Гайнц Бенц

(Heinz Benz)

01.04.1939–10.04.1940

подполковник Эрнст Шилман

(Ernst Schilmann)

11.04.1940–31.12.1940

майор Курт Райх (Kurt Reich)

С 15.10.1943 школа была переформирована в 125-ю двойную школу летчиков категории «А» (FFDS A 125), а 17.12.1944 переименована в 125-ю школу летчиков категории «А». Для учебных полетов школа также использовала аэродромы Эльбинг (Elbing) и Проверен (Prowehren).

Начальники 125-й школы летчиков (FFS A/B 125, FFDS A/B 125, FFDS A 125, FFS A 125):

1.1.1941–17.9.1941

подполковник Курт Райх

(Kurt Reich)

19.9.1941–20.10.1943

подполковник Готтхилф Плайсс (Gotthilf Pleiss)

1.10.1943–15.3.1945

полковник Вальтер Шварц

(Walter Schwarz)

В связи с приближением фронта в августе 1944 школа была перебазирована из Нойкурена частично в Фассберг, частично в Паров. Расформирована 15.3.1945 в Магдебурге после чего персонал школы был переведен в пехоту и в апреле 1945 года участвовал в боях вблизи Кведлинбурга–Тале.

Во время войны, когда линия фронта продвинулась далеко на восток, аэродром использовался в качестве тыловой базы, куда отводились боевые части на отдых и перевооружение, а также для учебных полетов. На завершающем этапе войны здесь базировались части истребительной эскадры № 1 (JG1).

Во время Восточно-Прусской операции использование аэродрома было ограничено в связи с близким расположением линии фронта и уже со 2 февраля 1945 года аэродром, практически, не использовался, хотя находился еще в немецкой зоне. В небе Нойкурена погиб один из немецких асов, командир штабной эскадрильи истребительной эскадры 51 «Мёльдерс» (JG51) В. Хубнер, когда 7 апреля 1945 его истребитель был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Хубнер одержал 62 победы, 28.2.1945 был награжден Рыцарским Крестом.

Аэродром был занят советскими войсками 14 апреля 1945 года частями 103-го стрелкового корпуса, практически, без боя. После войны аэродром некоторое время использовался по назначению, здесь размещались авиационные части, в том числе и 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк Авиации КБФ.

До 1996 года на территории бывшей военной школы  размещалась учебная часть авиации Балтийского флота, а летное поле использовалась в качестве учебного аэродрома, где находились образцы авиационной техники.

Весной 2009 года на территории бывшей летной школы началось строительство оздоровительного комплекса Президента Российской Федерации, в связи с чем старые здания летной школы были снесены. Летное поле аэродрома постепенно начинает застраивается в западной его части. Из старых ангаров сохранился лишь один. Сохранились также казармы бывшей авиабазы, в которых расположен 9-й флотский экипаж и одна из воинских частей Балтийского флота. 

В. Цветков

Категория: История Нойкурена | Добавил: Kathy (25.Июля.2012)
Просмотров: 2588 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
VB (10.Декабря.2015 20:52)
Отличное воскрешение памяти!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]